XI. Техническое диагностирование и обследование лифтов
11.1. Техническое диагностирование проводится с целью установить техническое состояние лифта.
В техническое диагностирование входят полное, периодическое и частичное техническое освидетельствование лифта.
11.2. Вновь установленный лифт до ввода в эксплуатации подвергается полному техническому освидетельствованию.
Полное техническое освидетельствование проводится с целью установить, что:
а) лифт соответствуют паспортным данным и настоящим Правилам;
б) лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
в) комплект документации, поставляемый с лифтом, соответствует настоящим Правилам.
При полном техническом освидетельствовании:
- проверяется соответствие лифтового оборудования сведениям, указанным в паспорте лифта;
- проводится визуальный и измерительный контроль установки лифта и ее соответствие монтажному чертежу и настоящим Правилам;
- проверяется функционирование лифта во всех режимах в соответствии с Руководством по эксплуатации;
- проводятся испытания;
- проверяется наличие документации, поставляемой с лифтом и документации по п.10.2.1.
Периодическое техническое освидетельствование проводится с целью установить, что:
а) лифт находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
б) организация эксплуатации лифта соответствует настоящим Правилам.
При периодическом техническом освидетельствовании:
- проводится визуальный и измерительный контроль установки лифтового оборудования, за исключением размеров, неизменяемых в процессе эксплуатации;
- проверяется функционирование лифта во всех режимах;
- проводятся испытания;
- проверяется соответствие организации эксплуатации лифта настоящим Правилам.
Частичное техническое освидетельствование проводится с целью установить, что замененное, вновь установленное или отремонтированное лифтовое оборудование находятся в исправном состоянии, обеспечивающем безопасную работу лифта.
Лифт подвергается частичному техническому освидетельствованию после:
- замены или установки устройств безопасности;
- замены или ремонта редуктора, канатоведущего шкива, тормозного устройства, тяговых канатов;
- изменения принципиальной электрической схемы;
- замены шкафа (устройства) управления.
При частичном техническом освидетельствовании:
- проверяется соответствие установленного, замененного или отремонтированного лифтового оборудования паспортным данным;
- проводится визуальный и измерительный контроль установленного оборудования;
- проводятся испытания и (или) проверка установленных, замененных или отремонтированных устройств безопасности и оборудования в объеме периодического технического освидетельствования.
11.5. Визуальный и измерительный контроль установки лифтового оборудования
При визуальном и измерительном контроле проводится проверка соответствия лифтового оборудования паспортным данным и его установки размерам, регламентированным настоящими Правилами и монтажным чертежом.
При проверке контролируется работа лифта во всех режимах, предусмотренных принципиальной электрической схемой, а также работа:
- лебедки;
- дверей шахты, кабины и привода дверей;
- устройств безопасности, за исключением проверяемых при испытаниях;
- сигнализации, связи, диспетчерского контроля, освещения, а также контролируется точность остановки кабины на этажных площадках.
Испытаниям подвергаются:
- ограничитель скорости;
- ловители;
- буфера;
- тормозная система;
- электропривод;
- канатоведущий шкив;
- защитное зануление (заземление), изоляция электрических сетей и электрооборудования, защита в сетях с глухозаземленной нейтралью.
11.7.1. Испытания ограничителя скорости
При испытаниях ограничителя скорости проводится проверка его срабатывания при увеличении скорости вращения в пределах, регламентированных настоящими Правилами, и приведение в действие ловителей.
При испытании ловителей проверяется их срабатывание, остановка и удержание на направляющих движущейся кабины (противовеса, уравновешивающего устройства кабины).
Ловители, приводимые в действие от ограничителя скорости и устройства, срабатывающего от обрыва или слабины тяговых элементов, испытываются от каждого из этих устройств.
Испытание ловителей кабины при полном техническом освидетельствовании и после их замены проводится при нахождении в кабине груза, масса которого:
- превышает номинальную грузоподъемность лифта на 25% для ловителей плавного торможения;
- равна номинальной грузоподъемности для ловителей мгновенного действия или ловителей мгновенного действия с амортизацией.
При периодическом техническом освидетельствовании испытание ловителей проводится при незагруженной кабине.
Испытание ловителей противовеса и уравновешивающего устройства кабины проводится при незагруженной кабине.
Ловители испытываются при рабочей скорости лифта. Допускается при периодическом техническом освидетельствовании, у лифтов с номинальной скоростью более 1 м/с проводить испытание при пониженной скорости, но не менее 1 м/с.
Испытание энергонакопительных буферов кабины при полном техническом освидетельствовании и после их замены проводится при нахождении в кабине груза, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта. Кабина опускается на буфера на рабочей скорости.
Испытание энергонакопительных буферов, буферов с амортизированным обратным ходом кабины и противовеса при периодическом техническом освидетельствовании не требуется. Проводится визуальный и измерительный контроль их состояния и соответствие регламентированных размеров монтажному чертежу.
Испытание энергонакопительных буферов кабины с амортизированным обратным ходом и энергорассеивающих буферов при полном техническом освидетельствовании и после их замены проводится при нахождении в кабине груза, масса которого равна номинальной грузоподъемности на рабочей скорости или на скорости, для которой был рассчитан ход буферов, в случае применения буферов с укороченным ходом.
Испытание энергорассеивающих буферов при периодическом техническом освидетельствовании проводится при незагруженной кабине при скорости не более 0,71 м/с.
11.7.4. Испытание тормозной системы
Испытание тормозной системы при полном техническом освидетельствовании и после ее замены проводится посредством отключения питания электродвигателя и тормоза при движении кабины вниз на рабочей скорости кабины с грузом, масса которого на 25% превышает номинальную грузоподъемность лифта. Тормоз должен остановить привод. При этом ускорение замедления кабины не должно превышать 9,81 м/с2.
Испытание тормозной системы при периодическом техническом освидетельствовании проводится посредством отключения питания электродвигателя и тормоза при движении незагруженной кабины вверх. Тормоз должен остановить привод.
Испытание электрического торможения (удержания) проводится при нахождении незагруженной кабины на уровне верхней посадочной площадки с разомкнутым тормозом в течение 3 минут. Допускается автоматическое перемещение кабины в пределах уровня точности остановки (нивелировка) с последующим ее удерживанием.
11.7.7. Испытание канатоведущего шкива и барабана трения
11.7.7.1. Испытание сцепления канатов с канатоведущим шкивом или барабаном трения при полном техническом освидетельствовании проводится при спуске находящейся в нижней части шахты кабины с грузом, масса которого на 25% превышает номинальную грузоподъемность лифта. При этом на нижнем этаже должна происходить полная остановка кабины до ее соприкосновения с буферами.
Испытание сцепления при периодическом техническом освидетельствовании проводится при подъеме находящейся в верхней части шахты незагруженной кабины. При этом должна происходить полная остановка кабины в зоне точной остановки верхнего этажа.
Незаменяемые металлоконструкции составных частей лифта (кабины, противовеса, подлебедочной рамы, закладных деталей крепления направляющих и др.) подвергаются обследованию с применением неразрушающих методов контроля. При положительных результатах освидетельствования и обследования устанавливается новый срок службы лифта.
11.10. При обследовании лифт подвергается:
- визуальному и измерительному контролю;
- проверке работы лифта во всех режимах;
- определению состояния лифтового оборудования с выявлением дефектов, неисправностей, степени износа, коррозии;
- испытаниям устройств безопасности;
- обследованию металлоконструкций с применением неразрушающих методов контроля;
- испытаниям защитного зануления (заземления), сопротивления изоляции электрических сетей и электрооборудования, проверке срабатывания защиты в сетях с глухозаземленной нейтралью.
На основании результатов обследования лифта и анализа условий его эксплуатации проводятся работы по определению остаточного ресурса оборудования и возможности продления срока безопасной эксплуатации лифта.
Работа по продлению срока безопасной эксплуатации лифта проводятся# до достижения им нормативно установленного срока. Допускается совмещать, в пределах одного года, работы по обследованию лифта с работами по техническому освидетельствованию.
11.11. Оформление результатов технического диагностирования и обследования лифта.
11.11.1. Результаты технического диагностирования лифта отражаются в паспорте лифта, а также при:
- полном освидетельствовании в "Акте полного технического освидетельствования лифта" (Приложение 3)
- периодическом освидетельствовании в "Акте периодического технического освидетельствования лифта" (Приложение 5)