Устройство магнитного пускателя

Магнитным пускателем называется контактор, предназначенный для пуска в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Конструкция и схема включения пускателя. Наибольшее распространение   получили пускатели серий ПМЕ и ПА. На рис.13 представлен  магнитный пускатель серии ПМЕ.

Рис.13. Пускатель серии ПМЕ

 

Учитывая облегченные условия работы пускателя при отключении, возможно, используя двукратный разрыв цепи, отказаться от применения громоздких дугогсительных устройств в виде решетки или камеры магнитного дутья. Широко приме­няются торцевые контакты с металлокерамикой. Подвижный контакт 1 выполняется мостикового типа с самоустанавливанием. Токоведущие шинки 3 от за­жимов к неподвижным контактам 4 выполняются та­ким образом, чтобы элект­родинамические силы сдували дугу с контактов.

Прямоходовой электромагнит имеет Ш-образный сердечник 5 и якорь 6. Воз­врат пускателя в исходное положение происходит за счет пружины 7. Короткозамкнутый виток 8 расположен  на двух  крайних стержнях сердечника. Якорь электромагнита 6 связан с изоляционной траверсой 9, несущей подвижные контакты 1 с кон­тактными пружинами 2. Траверса 9 движется в направляющих 10, являющихся частью литого корпуса 11. Пускатель может иметь пять главных и два вспомогательных контакта 12. Основной особенностью электромагнитного механизма является равенство ходов контакта и якоря электромагнита. Такая система имеет ряд недостатков, которые ведут к большому времени вибрации контактов (более 1 мс) и их быстрому износу. В современных пускателях такая система применяется только при малых мощностях двигателей (номинальный ток 25 А).

При токах, больших 25 А, хорошо себя зарекомендовала систе­ма пускателей серии ПА, в которой ход контакта примерно в 2,5 ра­за меньше, чем ход якоря электромагнита. Для защиты двигателя от перегрузки в двух фазах устанавливаются тепловые реле. В не­которых типах пускателей, например в серии П, тепловые реле рас­положены на одной панели с контактором. Реле типа ТРП и ТРН монтируются вне контактора пускателя.

Схема включения нереверсивного пускателя показана на рис 14. Главные (линейные) контакты Л включаются в рассеч­ку проводов, питающих двигатель. В проводах двух фаз включа­ются также нагревательные элементы тепловых реле ТРП1 и ТРП2. Катушка электромагнита К подключается к сети через размыкаю­щие контакты тепловых реле Т° и кнопки управления. При нажа­тии кнопки Пуск напряжение на катушку подается через замкну­тые контакты 1—2 кнопки Стоп и замкнутые контакты тепловых реле Т°. После притяжения  якоря электромагнита замыкается блок-контакт БК, шунтирующий контакты 3—4 кнопки Пуск. Это дает возможность отпустить пусковую кнопку. Для отключения пускателя нажимается кнопка Стоп. При перегрузке двигателя срабатывают тепловые реле, которые разрывают цепь катушки К. Якорь электромагнита отпадает. Происходит отключение пускателя.

 

Рис.14. Схема включения нереверсивного пускателя.

 

На рис.15 показан об­щий вид реверсивного пускате­ля на базе ПМЕ. Подвижная часть верхнего пускателя 1 с помощью рычага 2 сблокирована с подвижной частью 3 нижнего пускателя. При подаче напряжения на верхний пу­скатель его якорь притягивается, верхний конец рычага 2 поворачивается влево и удерживает якорь нижнего пускателя в крайнем правом положении. Даже при подаче напряжения на нижний пускатель якорь его электромагнита не сдвинется с места, так как сила, действующая на верхнее плечо (якорь верхнего пускателя притянут), больше силы, действующей на нижнее плечо. Поскольку при подаче напряжения на нижний электромагнит в его обмотке протекает большой ток и она может выйти из строя, механическая блокировка дополняется электрической.

Рис.15. Механическая блокировка  реверсивного пускателя.

 

Рис.16. Схема включения реверсивного пускателя.

 

Схема включения реверсивного пускателя приведена на рис16. Кнопка управления Вперед имеет замыкающие контакты 1—2 и раз­мыкающие контакты 4—6. Аналогичные контакты имеет кнопка пуска двигателя в обратном направлении Назад.

Соответственно индекс «в» отнесен к элементам, участвующим при работе вперед, и индекс «н» — при работе назад. При пуске Вперед замыкаются контакты 1—2 этой кнопки и процесс протекает так же, как и у не­реверсивного пускателя, с той лишь разницей, что цепь катушки Кн замыкается через размыкающие контакты 1—6 кнопки Назад. Одновременно размыкаются размыкающие контакты 4—6 кнопки Вперед, при этом разрывается цепь катушки Кн. При нажатии кнопки Назад вначале размыкаются контакты 1—6, обесточивается катуш­ка  и отключается пускатель Вперед. Затем контактами 4—3 за­пускается электромагнит пускателя Назад. При одновременном нажатии кнопок Вперед и Назад ни  один  из  пускателей не будет включен.

Лекции электрические аппараты

 

Страница обновлена: 27.09.2016