ИОТ для водителя

1. Общие требования безопасности

1.   Настоящая инструкция устанавливает требования, обеспечивающие                                             сохранение жизни и здоровья водителей служебных автомобилей при выполнении ими трудовых обязанностей.
1.     Каждый водитель должен знать и строго соблюдать данную инструкцию. Он должен быть ознакомлен с ней под роспись. Периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев данная Инструкция изучается повторно под руководством непосредственно начальника водителя. Непосредственный начальник обязан убедиться в том, что требования Инструкции усвоены его подчиненными.
2.     К управлению легковым служебным автомобилем допускаются мужчины и женщины не моложе 21 года, имеющие удостоверение на право управления автомобилем, прошедшие первичный и периодический медицинский осмотры, вводный, первичный и повторный инструктажи по охране труда. Периодические медицинские осмотры водителей проводятся не реже одного раза в 3 года.
3.     Водитель автомобиля должен знать:
а) назначение, устройство, принцип действия, работу и порядок обслуживания агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
б) правила дорожного движения, основы безопасности движения, способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
в) признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
г) особенности технического обслуживания и ремонта автомобиля;
е) способы правильного использования огнетушителя автомобиля в случае возникновения пожара, уметь использовать подручные средства пожаротушения.
4.     Водитель автомобиля должен помнить, что вследствие невыполнения требований, изложенных а Правилах дорожного движения, настоящей инструкции, Правилах внутреннего трудового распорядка могут возникнуть следующие опасности:
- травмирования;
- отравления этилированным бензином и выхлопными газами;
-       поражения электрическим током.
5.     Водителю автомобиля бесплатно выдаются перчатки хлопчатобумажные на 3 месяца и 400 г мыла в месяц сверх находящегося при умывальниках.
6.     Водителю автомобиля не разрешается:
а)    управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения, и под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимания;
б) передавать управление автомобиля другим лицам;
в) самовольно отклоняться от маршрута, указанного начальником;
д) хранить и перевозить в салоне автомобиля бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
ж) заправлять автомобиль этилированным бензином из открытой емкости (ведра, лейки и т.п.) и засасывать его ртом в шланг, а также продувать ртом топливопровод;
з) отдыхать или спать в салоне автомобиля при работающем двигателе;
и) пользоваться открытым огнем для разогрева узлов автомобиля;
к) курить в непосредственной близости от приборов и системы питания двигателя автомобиля;
л) запирать на стоянке в гараже кабину автомобиля.

II. Требования безопасности перед началом работы

     Перед выездом водитель автомобиля обязан:
 а) иметь при себе:
-       водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение;
-       регистрационные документы на транспортное средство;
-       путевой лист.
б) проверить:
-       отсутствие подтекания топлива, масла, воды, а у газобаллонных автомобилей – герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
-       исправность органов управления, тормозов и других механизмов, обеспечивающих безопасность движения;
-       заправку автомобиля топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью;
-       укомплектованность автомобиля инструментом, инвентарем, буксирным приспособлением, ремнями безопасности, медицинской аптечкой и средствами тушения пожара;
в) ознакомиться с условиями работы на линии и родом перевозимого груза; изучить маршрутную карту, в которой указаны особенности маршрута и меры безопасности в случае ненастной погоды (туман, метель, снегопад, гололед и т.п.).
7.     Водитель автомобиля не имеет права выезжать, если техническое состояние автомобиля не отвечает требованиям Правил дорожного движения. Об исправности автомобиля перед выездом водитель расписывается в путевом листе. Запрещается эксплуатация автомобиля, если на нем имеются следующие неисправности:

Тормозная система

1.1.   Тормозной путь более 12,2 м.
1.2.   Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
1.3.   Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автомобиля в снаряженном состоянии – на уклоне до 23% включительно.

Рулевое управление

2.1.   Суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10 градусов.
2.2.   Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов; резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

Внешние световые приборы

3.1.   Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
3.2.   Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТа 25478-91.
3.3.   Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4.   На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5.   Спереди транспортного средства  установлены приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла.

4.1.   Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
4.2.   Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

Колеса и шины

5.1.   Шины автомобиля имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм.
5.2.   Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
5.3.   Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес.
5.4.   Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствует модели транспортного средства.
5.5.   На одну ось легкового автомобиля установлены диагональные шины совместно с  радиальными или шины с различным типом рисунка протектора.

Двигатель

6.1.   Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом 17.2.2.03-87 и ГОСТом 21393-75.
6.2.   Нарушена герметичность системы питания.
6.3.   Неисправна система выпуска отработавших газов.

Прочие элементы конструкции

7.1.   Отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла.
7.2.   Не работает звуковой сигнал.
7.3.   Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.
7.4.   Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кабины, пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5.   Отсутствуют предусмотренные конструкцией брызговики.
7.6.   Отсутствуют: медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь).
7.7.   Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.
7.8.   Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
7.9.   Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.

III. Требования безопасности во время работы

8.     Во время работы водителю автомобиля предписывается:
а)  при управлении автомобилем:
-       постоянно наблюдать за показаниями контрольных приборов и работой всех механизмов;
-       выбирать дистанцию в зависимости от скорости движения автомобиля;
-       не превышать установленную скорость;
-       немедленно прекратить работу при поломке или неисправности автомобиля, возникновении опасности для водителя или окружающих людей, сообщить об этом своему начальнику;
-       не выезжать без установленных документов;
-       выставить при вынужденной остановке знак аварийной остановке или мигающий красный фонарь: в населенных пунктах за 15-20 м от транспортного средства, вне населенных пунктов – за 30-40 м;
-       не покидать свое место и не оставлять автомобиль, если не приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение автомобиля и использование его в отсутствие водителя;
-       включать ближний свет фар при движении днем в условиях недостаточной видимости (менее 300 м), в тоннелях;
-       убедиться при подаче автомобиля назад, что его никто не объезжает и нет поблизости людей или каких-либо препятствий;
-       при движении задним ходом подавать звуковой или световой сигналы;
-       иметь не менее двух упоров под колеса и приспособления для сцепки на случай буксирования;
-       производить переправу автомобиля вброд и по льду только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями;
-       принимать необходимые меры к устранению мелких неисправностей, обнаруженных во время работы и не угрожающих безопасности движения и сохранности людей и автомобиля. Если устранить неисправность невозможно, следовать в ближайшую станцию технического обслуживания или возвращаться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.
б)   при перевозке пассажиров:
-       начиная движение, убедиться в том, что обеспечены условия безопасности движения и число перевозимых пассажиров не превышает числа посадочных мест;
-       не допускать резкого торможения и резких поворотов при движении;
-       не останавливаться в местах, опасных в пожарном отношении;
-       не перевозить в салоне вместе с пассажирами опасные грузы.
в) при буксировке автомобиля:
-       обеспечить постоянное наблюдение за буксируемым автомобилем (в кабине буксируемого автомобиля должен находиться водитель; длина связующего звена жесткой сцепки не должна превышать 4 м, а гибкой – 6 м, при этом связующее звено гибкой сцепки через каждый метр должно быть обозначено сигнальными щитками или флажками размером не менее 200х200 мм);
-       включить при буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве ближний свет фар, а на буксируемом – огни; при плохой видимости на буксируемом транспортном средстве включить задние габаритные огни, а при буксировке на гибкой сцепке –и передние габаритные огни;
-       скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.
Буксировка не разрешается:
-       на гибкой сцепке в гололедицу;
-       более одного механического транспортного средства;
-       если фактическая масса буксируемого транспортного средства с неисправной тормозной системой превышает половину фактической массы буксирующего;
-       при движении на внутризаводских линиях, кроме Правил дорожного движения, соблюдать следующие дополнительные требования:
-       если на пути движения встречаются препятствия, объезжать их на расстоянии не ближе 1 м, а если ширина проезда недостаточная для такого объезда, прекратить движение и потребовать удаления с проезда препятствий;
-       быть особенно внимательным на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, в узких местах, а также на складах, скорость в этих случаях должна быть минимальной;
-       подавать предупредительный сигнал при движении с места и в опасных местах.
9.     При выполнении работ по техническому обслуживанию автомобиля:
-       очистить автомобиль от грязи;
-       вывести людей из смотровой канавы, из-под эстакады, убрать приспособления, инструмент, препятствующие движению при въезде на смотровую канаву (Эстакаду) или съезде с нее;
-       затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса установленного на смотровую канаву (Эстакаду) автомобиля упоры и на рулевом колесе повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди»;
-       вывесить на механизме управления подъемником табличку с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди»;
-       Зафиксировать упором (штангой)  в рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника;
-       установить домкраты на горизонтальную площадку с твердым покрытием или подкладкой; не подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп) диски колес, кирпич и прочие предметы, а также не проводить какие-либо работы на автомобиле (прицепе) со снятыми колесами, вывешенном только на домкратах или талях;
-       установить козелки под вывешенный на домкратах или талях автомобиль;
-       выполнять работы по демонтажу или монтажу шин только в предназначенных для этого местах и с помощью съемников или на стенде, выпустив предварительно воздух из камер;
-       накачивать смонтированную шину с применением ограждения или другого приспособления, предохраняющего от разрыва шины;
-       испытывать тормоза на специально устроенной площадке; площадка должна иметь разметку (с нанесением линий и других знаков), указывающую начало пути торможения.
10. При обслуживании автомобиля не допускается:
-       пускать двигатель, если проводится регулировка его системы питания или зажигания;
-       регулировать тормоза только при неработающем двигателе;
-       не пускать двигатель и не трогать с места автомобиль до получения сигнала от лица, регулирующего тормоза;
-       буксировать автомобиль в целях пуска двигателя;
-       применять приставные лестницы;
-       пользоваться переносными электролампами с напряжением выше 42 В;
-       проверять аккумуляторную батарею замыканием клемм;
-       пользоваться ручным пневматическим и электроинструментом и грузоподъемными механизмами без прохождения соответствующего обучения и проверки знаний.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

     11. При причастности водителя к дорожно-транспортному происшествию:
а) немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановке (мигающий красный фонарь), не перемещать транспортные средства и предметы, имеющие  отношение к происшествию;
б) принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем автомобиле в ближайшее лечебное учреждение, сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия;
в) сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытие работников милиции;
г) принять все возможные меры к сохранению обстановки происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия;
д) если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.
     13. При вынужденной остановке на железнодорожном переезде водитель автомобиля:
а) высадить пассажиров;
б) немедленно принять все меры для освобождения переезда и остановки поезда.
     Если автомобиль не удается удалить с переезда, то водитель автомобиля должен:
-    направить двух человек вдоль путей в обе стороны на 1000 м от переезда (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив порядок подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда; сигналом остановки служит круговое движение руки: днем – с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видным предметом, ночью – факелом или фонарем;
-       оставаться возле автомобиля и подавать сигналы общей тревоги сериями из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов;
-       при появлении поезда (локомотива, дрезины) бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

V. Требования безопасности по окончании работы

     14. По окончании работы водитель автомобиля должен:
а) обслужить автомобиль и подготовить его к выезду на следующий день;
б) на открытых площадках вне отапливаемых помещений в зимнее время слить воду из системы охлаждения и вывесить табличку «Вода слита», а на автомобилях, заправленных низкозамерзающей жидкостью, вывесить табличку «Антифриз»;
в) на стоянке в гараже кабину не запирать, выключить «массу» или снять клемму с аккумуляторной батареи;
г) проверить надежность установки автомобиля на стоянке;
д) доложить о недостатках и замечаниях в работе автомобиля своему непосредственному начальнику.

Скачать ИОТ для водителя

 

Страница обновлена: 27.09.2016