Расследование несчастных случаев при ДТП

Порядок расследования несчастных случаев, происшедших в результате аварий автотранспортных средств

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, в результате аварий (катастроф) транспортных средств, в том числе воздушных, железнодорожных, автомобильных, морских, речных и др., проводится комиссиями, формируемыми в общем порядке (как для расследования легких несчастных случаев) и возглавляемыми работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования данного происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства (служебное расследование). При этом обязательность участия в расследовании должностных лиц государственной инспекции труда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, страховщика, а также представителей территориальных объединений организаций профессиональных союзов не регламентирована требованиями Положения (Кодекса). Однако это не исключает возможности их участия в расследовании, если возникнет необходимость, и не исключает обязанности работодателя направлять сообщение о происшествии в органы и организации, предусмотренные Положением (Кодексом).

Требования Положения (Кодекса) распространяются только на несчастные случаи, происшедшие с лицами, находившимися внутри транспортных средств (воздушных, железнодорожных, автомобильных, морских, речных и др.) и получившими повреждения здоровья травматического характера в результате аварий (катастроф) этих средств, которые одновременно подлежат расследованию (и были расследованы) в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля либо комиссиями и владельцем транспортного средства. Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, в результате наезда транспортных средств (наземных), в том числе на территории организации, подлежат расследованию в общем порядке, т. е. с участием представителей государственной инспекции труда и других органов, определенных Положением (Кодексом).

Органы ГИБДД и комиссии (формируемые и возглавляемые работодателем) при расследовании несчастных случаев, происшедших в результате аварий автотранспортных средств, дополняют друг друга.

Несчастные случаи, происшедшие в результате аварий с водителями автотранспортных средств, а также с работниками, следовавшими на работу или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, расследуются теми организациями, работниками которых являются (являлись) пострадавшие.

При расследовании несчастных случаев, происшедших в результате аварий автотранспортных средств, комиссия на основании материалов расследования, проведенного в установленном порядке, устанавливает: обстоятельства происшествия; последствия происшествия; нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствовавшие его возникновению; лиц, чьи нарушения требований правил и инструкций по предупреждению до­рожно-транспортных происшествий привели к несчастному случаю; организационно-технические и иные недостатки в работе автотранспортной организации, оказавшие влияние на возникновение происшествия.

При расследовании несчастного случая, происшедшего в результате аварий автотранспортных средств, следует:

-   оказать необходимую помощь работникам дознания или следствия;

- оценить действия водителя и дорожные условия, их возможное влияние на возникновение аварии;

- выяснить характер и тяжесть травм, полученных пострадавшими в результате аварии автотранспортного средства;

- выяснить характер и степень повреждения автотранспортных средств и перевозимых грузов для последующего определения размеров причиненного ущерба;

- при необходимости, составить протоколы опросов механика, диспетчера и других работников организации, выпустивших автомобиль на линию.

После выяснения обстоятельств аварии автотранспортного средства комиссия составляет акт о расследовании несчастного случая.

Дополнительно к акту о расследовании несчастного случая, происшедшего в результате аварии, прилагаются копии материалов, полученных в ГИБДД, и копии материалов служебного расследования. Несчастные случаи, происшедшие в результате аварии автотранспортных средств с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей или действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем, оформляются актом формы Н-1 о несчастном случае на производстве.

Перечень и объем материалов расследования данных несчастных случаев определяется председателем комиссии.

Несчастные случаи, происшедшие с водителями автомобилей в результате аварий автотранспортных средств, являются, как правило, следствием нарушения ими Правил дорожного движения. Установленный порядок расследования таких несчастных случаев не исключает обязанности работодателя направлять извещение об их происшествии в органы и организации, предусмотренные Положением (Кодексом).

Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, в результате наезда автотранспортных средств за пределами территории организации (в населенных пунктах и на дорогах), подлежат расследованию в общем порядке, с обязательным использованием материалов расследования, проведенного орга­нами ГИБДД.

Литература

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  2. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Утверждено постанов­лением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.
  3. И. Цветков. Расследование групповых несчастных случаев, происшедших в результате аварий автотранспортных средств - В журнале «Библиотека инженера по охране труда» № 4 за 2006 г.

 

 

Страница обновлена: 27.09.2016