Управление охраной труда в организации

Работа по охране труда в организации обеспечивается совместными действиями работодателя, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Обязанность, функции и права сторон, участвующих в работе по охране труда, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
Для организации работы по охране труда работодатель с учетом специфики деятельности данной организации создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (статья 217 ТК РФ).
При отсутствии в организации службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
С помощью службы охраны труда и других структурных подразделений руководитель организации осуществляет управление охраной труда, заключающееся в разработке,
принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и трудоспособности работающих на предприятии.

Управление охраной труда - подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.


Объектом управления охраной труда является безопасность труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом, т.е. управление условиями и организацией труда, параметрами технологических процессов, рабочими режимами оборудования и средствами коллективной защиты в целях создания безопасных условий труда для работающих на предприятии.

Система управления охраной труда (СУОТ) - пакет документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации.
Управление охраной труда решает следующие основные задачи:
♦    обучение работников безопасности и охране труда и пропаганда вопросов охраны труда;
♦    обеспечение безопасности производственного оборудования и производственных процессов;
♦    обеспечение безопасности зданий и сооружений;
♦    создание оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
♦    улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
♦    организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;
♦    санитарно-бытовое обслуживание работающих;
♦    профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;
♦    обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
♦    эффективная эксплуатация средств коллективной
защиты.


Управление охраной труда осуществляется путем реализации ряда функций:
•    организацией и координацией работы по охране труда и ее планированием;
•    контролем за состоянием условий труда; обеспеченностью материально-техническим оснащением и санитарно-бытовым обслуживанием;
•    стимулированием работников за эффективную работу по охране труда;
•    учетом, анализом и оценкой показателей состояния безопасности и охраны труда.

Организация и координация работ в области охраны труда предусматривает:
-    формирование органов управления охраной труда;
-    установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении;
-    принятие и реализацию управленческих решений.

Планирование работ по охране труда - это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда, и осуществляется на основе:
¦    перспективных комплексных планов улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
¦    текущих планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда. Соглашение по охране труда - правовая форма планирования и
проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц;
¦    оперативных планов по участкам и цехам.

Основными видами контроля за состоянием условий и охраны труда в организации являются:
•    оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц;
•    административно-общественный (трехступенчатый) контроль;
•    контроль, осуществляемой службой охраны труда;
•    ведомственный контроль вышестоящих органов;
•    контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

 

Страница обновлена: 20.12.2022