Управление охраной труда в организации
Работа по охране труда в организации обеспечивается совместными действиями работодателя, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Обязанность, функции и права сторон, участвующих в работе по охране труда, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
Для организации работы по охране труда работодатель с учетом специфики деятельности данной организации создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (статья 217 ТК РФ).
При отсутствии в организации службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
С помощью службы охраны труда и других структурных подразделений руководитель организации осуществляет управление охраной труда, заключающееся в разработке,
принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и трудоспособности работающих на предприятии.
Управление охраной труда - подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Объектом управления охраной труда является безопасность труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом, т.е. управление условиями и организацией труда, параметрами технологических процессов, рабочими режимами оборудования и средствами коллективной защиты в целях создания безопасных условий труда для работающих на предприятии.
Система управления охраной труда (СУОТ) - пакет документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации.
Управление охраной труда решает следующие основные задачи:
♦ обучение работников безопасности и охране труда и пропаганда вопросов охраны труда;
♦ обеспечение безопасности производственного оборудования и производственных процессов;
♦ обеспечение безопасности зданий и сооружений;
♦ создание оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
♦ улучшение санитарно-гигиенических условий труда;
♦ организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;
♦ санитарно-бытовое обслуживание работающих;
♦ профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;
♦ обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
♦ эффективная эксплуатация средств коллективной
защиты.
Управление охраной труда осуществляется путем реализации ряда функций:
• организацией и координацией работы по охране труда и ее планированием;
• контролем за состоянием условий труда; обеспеченностью материально-техническим оснащением и санитарно-бытовым обслуживанием;
• стимулированием работников за эффективную работу по охране труда;
• учетом, анализом и оценкой показателей состояния безопасности и охраны труда.
Организация и координация работ в области охраны труда предусматривает:
- формирование органов управления охраной труда;
- установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении;
- принятие и реализацию управленческих решений.
Планирование работ по охране труда - это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда, и осуществляется на основе:
¦ перспективных комплексных планов улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
¦ текущих планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда. Соглашение по охране труда - правовая форма планирования и
проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц;
¦ оперативных планов по участкам и цехам.
Основными видами контроля за состоянием условий и охраны труда в организации являются:
• оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц;
• административно-общественный (трехступенчатый) контроль;
• контроль, осуществляемой службой охраны труда;
• ведомственный контроль вышестоящих органов;
• контроль, осуществляемый органами государственного надзора.