Воздействие инфразвука на организм человека

Под инфразвуком понимают звуковые колебания и волны с частотами ниже полосы слышимых (акустических) частот, в основном в пределах от 1 до 20 Гц. Этот частотный диапазон лежит ниже порога слышимости. Развитие современной техники и транспортных средств, совершенствование технологических процессов и оборудования сопровождаются увеличением мощности и габаритов машин, что обусловливает тенденцию повышения удельного веса низкочастотных составляющих в спектрах шумов на рабочих местах и появление инфразвука.

Производственный инфразвук возникает в тех же процессах, что и шум слышимых частот. Инфразвук, как правило, сопровождается слышимым шумом, причем максимум колебательной энергии (в зависимости от характеристик конкретного источника) может приходиться на звуковую или инфразвуковую часть спектра. К объектам, на которых инфразвуковая область акустического спектра преобладает над звуковой, относятся автомобильный и водный транспорт, конвертерные и мартеновские цеха металлургических производств, компрессорные газоперекачивающих станций, портовые краны и др. Инфразвук подчиняется общим закономерностям, характерным для звуковых волн, однако обладает целым рядом особенностей, связанных с низкой частотой колебаний упругой среды:

- имеет во много раз большие амплитуды колебаний, чем акустические волны при равных мощностях источников звука;

- распространяется на большие расстояния от источника генерирования ввиду слабого его поглощения атмосферой.

Инфразвук легко проникает в помещения и обходит преграды, задерживающие слышимые звуки. Инфразвуковые колебания способны вызывать вибрацию крупных объектов вследствие резонанса. Указанные особенности инфразвука затрудняют борьбу с ним, так как классические способы, применяемые для снижения шума (звукопоглощение и звукоизоляция), а также удаление от источника в данном случае малоэффективны.

Борьбу с инфразвуком в источнике возникновения необходимо вести в направлении изменения режима работы технологического оборудования - увеличения его быстроходности, например, увеличения числа рабочих ходов кузнечно-прессовых машин, чтобы основная частота следования силовых импульсов лежала за пределами инфразвукового диапазона. Должны приниматься меры по снижению интенсивности аэродинамических процессов. Это ограничение скоростей движения транспорта, снижение скоростей истечения жидкостей (авиационные и ракетные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, системы сброса пара тепловых электростанций и т. д.).

Установлено, что у рабочих (машинистов компрессорных станций), подвергающихся воздействию постоянного шума и инфразвука, развиваются ранние признаки тугоухости смешанного характера с вовлечением в патологический процесс как среднего, так и внутреннего уха.

Жалобы операторов транспортных средств имели более разнообразный характер: головная боль, раздражительность, вялость, сонливость, депрессия, утомление, ощущение колебания и давления на барабанные перепонки. Эти жалобы сходны с таковыми при действии инфразвука.

Сравнительный анализ имеющихся результатов дает возможность считать, что воздействие инфразвука в сочетании с общей низкочастотной вибрацией является весьма существенным для водителей транспортных средств и может представлять определенную опасность возникновения аварийных ситуаций и профессиональной патологии.

 

Страница обновлена: 27.09.2016